Автоматические материнские инстинкты

Последнее время появляется всё больше новых фантастических фильмов, где один из главных героев – Искусственный Интеллект. Создаётся впечатление, что уже можно выделять их в поджанр. Фильм Дитя робота – увлекательный, тем не менее немного разочаровывающий пример этого поджанра, выпущенный летом 2019 года.

Главная героиня – человекоподобный робот с искусственным интеллектом, который обитает в высокотехнологическом подземном бункере/исследовательском центре, ухаживает за эмбрионами и воспитывает девочку, которая “родилась” искусственным способом.

Учитывая, насколько я люблю фантастику, пройти мимо этого фильма просто не могла! Судя по описанию – это заявка на успех, история, которая грозила глубоким исследованием как развития инновационных технологий, так и необычным взглядом на отношения дочери и матери.

Несмотря на то что в фильме действительно показываются непростые отношения матери-робота и её “дочери”-человека, которую она вырастила, создаётся ощущение, что авторы так и не поняли, как раскрыть морально и философски непростую тему. И вместо этого довольствовались поверхностным, развлекательным сюжетом в формате “а потом случилось это, а ещё то, и потом ещё вот это”.

@IMDb

Что разочаровывает больше всего. Много времени тратится на то, чтобы убедить зрителей в доброжелательных отношениях между матерью и дочерью. Намного больше, чем требуется в фильме, в котором в роли матери выступает робот с телом боевого дроида, голосом сестры Рэтчед из фильма Пролетая над гнездом кукушки и единственным немигающим глазом, который напоминает HAL-9000. Поэтому нет, сколько ни пытайся, никто не поверит в её добрые намерения.

По ощущениям слишком поздно появляется вторая фигура, соперничающая с матерью – персонаж Хилари Суэнк. Которая на самом деле и не является соперником для матери, так как с дочерью у них не возникает никакой эмоциональной привязанности. К тому же достаточно быстро режиссёр начинает открыто “намекать”, что героиня Хилари Суонк сама была первой версией Дочери и сейчас является частью некоего зловещего плана.

@IMDb

Дочь буквально на несколько секунд выскакивает из бункера, только чтобы сразу же вернуться. И на протяжении второй части фильма возникает ощущение, что все сцены саспенса и борьбы с роботом просто втиснуты в повествование, чтобы разукрасить не очень интересную историю о трёх вполне заурядных персонажах. Тут можно вспомнить замечательную работу Алекса Гарленда Из Машины, в которой также мало персонажей и основное действие происходит в удалённом и закрытом пространстве. При этом фильм является прекрасным примером того же типа, в котором жестокость и саспенс в конце работают великолепно, так как логично связаны с развитием сюжета и психологией персонажей.

К тому же возникает много вопросов к персонажу Хилари Суэнк – если ей всё это время было позволено спокойно жить на воле и она является частью более важного плана по повторному заселению планеты людьми, тогда зачем было пытать её, чтобы узнать о местонахождении выживших (ведь как мы выясняем позже, Мать знала, что их нет)?

@IMDb

Это один из немногих вопросов, которые возникают во время просмотра. А ведь всё могло быть иначе, так как изначально автор задается очень интересным вопросом об искусственном интеллекте и может ли машина испытывать реальные чувства или только симулировать их. Если робот запрограммирован чувствовать и испытывать эмоции матери – такие как любовь, ревность, ощущение отверженности, можно ли сказать, что они фальшивые?

Возможно, Дитя робота превратится во франшизу – по крайней мере такое ощущение создаётся из-за большой недосказанности в конце (да и на протяжении всего действия). С одной стороны, зрителям часто не нравится, когда фильм заканчивается, а вопросов остаётся больше, да и непонятно, кто в итоге победил. С другой стороны, заявлен интересный сюжетный момент – бесконечно повторяющиеся циклы, которые характерны для человеческой истории в целом (похоже, что Дочь – уже далеко не первая из тех, кого Мать “испортила” своим воспитанием). К тому же, как нам уже убедительно показали в кино (и не раз) – практически невозможно победить армию суперсильных и суперразумных роботов, которую создал человек.

IMDb: 6.8; Кинопоиск: 6.5

@IMDb