Второй сезон хуже или лучше первого?

Осторожно, далее спойлеры.

Почти два года после выхода первого сезона, наконец-то появился второй! Для меня это один из самых ожидаемых сериалов этого года, потому что Дэвид Финчер. Не знаю, какой еще режиссер мог бы вызвать больший восторг (в моем случае) выпустив сериал, возможно Алекс Гарленд или Даррен Аранофски.

@IMDb

Но вернемся к Охотнику за разумом, если вы не смотрели первый сезон – это история об агентах ФБР, которые исследуют серийных убийц, чтобы выявить паттерны и сформировать психологический портер будущих преступников. Сериал основан на одноименной книге, написанной Марком Олшейкером и Джоном Дугласом. Естественно, один из самых интригующих и интересных элементов сериала – это реальные прототипы героев, в частности настоящие серийные убийцы, которые в большом количестве появляются на экране. Успех первого и второго сезонов показывает, насколько люди в совершенно разных странах одержимы историям реальных преступников.

Маньяк-суперзвезда

Однако, самое увлекательно в сериале, это не изображение некоторых из наиболее известных американских преступников. Хотя невозможно не отдать данное сценам интервью с Дэвидом Берковицем (Оливер Купер) и, особенно, Чарльзом Мэнсоном (Дэймон Херриман, который также сыграл Мэнсона в Однажды в Голливуде). А также сцены с Деннисом Рейдером, которые постоянно напоминают зрителю, что пока агенты ФБР заняты своей работой, многие неизвестные маньяки продолжают жить на свободе.

Билл и Холден берут интервью у Чарльза Мэнсона
@IMDb

Самое интересное в Охотнике за разумом – как главные персонажи исследуют реакцию людей на насильственные преступления, и, в частности, насколько окружающим нравится слушать эти истории. В первом эпизоде, когда Билл и его жена Нэнси (Стэйси Рока) устраивают барбекю, несколько соседей начинают расспрашивать о его работе.

@IMDb

“Зачем он это сделал? Что он сказал”, – спрашивает сосед, когда узнает, что Билл разговаривал с Ричардом Спеком (одним из серийных убийц).

“Поверь мне, ты бы не хотел это знать”, – отвечает Билл, пытаясь сменить тему.

“Конечно, хотел бы” – вклинивается еще один сосед. Внезапно Билл оказывается в центре внимания и становится настоящей знаменитостью в глазах своих соседей, из-за его связи с маньяками, ставшими практически национальными звездами.

Холден, Билл и Уэнди

По мере развития сюжета Билл все чаще рассказывает байки о своих интервью с серийными убийцами, будь то своим коллегам или социальному работнику, который работает с его семьей после трагического происшествия с сыном. Каждый раз, когда кто-либо узнает, чем Билл занимается, это вызывает неподдельный интерес и любопытство. Маньяки получают извращенное удовольствия от внимания к их персонам, но сериал показывает нам как в конце 1970-х и начале 1980-х вокруг них начинает формироваться некий ореол “популярности” и они, по сути, становятся знаменитостями.

Мы также наблюдаем, насколько тяжело Биллу разобраться со своей семейной жизнью. Во время интервью он способен проявлять эмпатию и разговорить преступника ради собственных целей. Однако, совершенно не способен взаимодействовать с сыном. Он не способен задавать нужные вопросы Брайану после чудовищного происшествия, потому что на самом деле боится получить ответы, которые вряд ли его устроят.

@IMDb

Уэнди Карр тоже боится, но другого. Она боится социального порицания и карьерных проблем, если в обществе узнают о ее сексуальной ориентации, когда вступает в краткосрочные отношения с девушкой барменшей. К тому же в этом сезоне Уэнди сама начинает проводить интервью с серийными убийцами, однако у нее это получается на так блестяще как хотелось.

Какой из сезонов лучше?

Мне одновременно понравилось и не очень, что во втором сезоне фокус с Холдена переместился на других персонажей. Если в первом сезоне был интересно наблюдать за постепенной внутренней деградацией героя, который в финале переживает нервный срыв, то во втором – мы погружаемся во внутренний мир и переживания Уэнди и Билла. Но при этом Холден остается как бы на периферии. По тому как развивался сюжет в первом сезоне складывалось ощущение, что Холден должен перейти черту, возможно, даже убить кого-то. Но авторы решили иначе и после недолго времени в больнице Холден возвращается в строй и как ни в чем не бывало продолжает свою работу. И вместо внутренних демонов на этот раз Холден становится одержим поисками убийцы детей в Атланте.

Билл, Уэнди и Холден в конце сезона находятся в опустошенном состоянии. Во многом из-за собственного эго, которое мешает им проанализировать свои проблемы также эффективно, как они это делают с преступниками. Кроме того, они позволяют своему новому начальнику Теду Ганну, который как будто бы дает поддержку и развивает их маленький отдел, сделать с героями тоже самое, что они делают с серийными убийцами, такими как Дэвид Берковиц и Эд Кэмпер.

Тед умело играет с их эго. Он говорит то, что они желают услышать. И когда появляется публичное заявление о псевопобеде в Атланте, он явно пользуется моментом, чтобы укрепить собственную политическую позицию и наслаждается полученной славой.

Буквально через пару минут мы видим последнюю сцену, в которой Деннис Рейдер (о чем мы узнаем позже) переодевается в женскую одежду. На кровати в мотеле у него разбросаны фотографии его жертв, а рядом с ними вырезки из газет, рассказывающие о каждой из них. Потому что ничто не волнует его больше, чем воспоминания о том, что он сделал, и признания со стороны СМИ, и обычных граждан.

Рейтинг на IMDb: 8.6; рейтинг на Кинопоиске: 8.0

Сериал можно посмотреть на Netflix