Закройте глаза и представьте себе дом с привидениями. Скорее всего ваше воображение нарисует именно викторианский особняк. Гигантский кукольный домик, который больше напоминает чудовище. Массивные башни, остроконечная крыша и высокие окна, в которых просто обязана промелькнуть призрачная фигура.

Викторианский особняк – один из первых образов, которые приходят в голову, когда речь заходит о жанре ужасов. Именно он стал подходящим жилищем для семейки Аддамс. А также надежно хранил мрачные секреты Нормана Бейтса. И, конечно, послужил лучшей локацией для самых страшных историй на экране и на страницах романов.

«Оно», 2017

Но ведь далеко не всегда эти особняки имели такую прочную связь с хоррором. Как и когда викторианский особняк превратился в символ смерти и разложения?

Жуткая репутация родилась еще в XX веке. Особняк стал разлагающимся пережитком гротескной эпохи и символом распада.

Призрачное присутствие викторианского особняка в искусстве можно увидеть уже в 1925 году на картине Эдварда Хоппера «Дом у железной дороги». На ней изображен старый, заброшенный и изолированный особняк. На протяжении XX века подобные дома появляются снова и снова в фильмах ужасов, сериалах и готических романах.

«Дом у железной дороги» Эдварда Хоппера, 1925 г.

Конец Викторианской Эпохи, названной в честь королевы Виктории, известен в Америке как «Позолоченный век». Он последовал за кровавой гражданской войной и одновременно стал эпохой повсеместного неравенства доходов, политической коррупции и индустриализации, что привело к созданию нового богатого класса.

«При чем здесь Америка и «Позолоченный век»? – спросите вы.

Все очень просто, именно к этой эпохе отсылает нас традиция изображения викторианского особняка, как дома с призраками.

Итак, новые американские богачи, или нувориши, хотели жить в красивых домах, которые бы показали всем окружающим важность и благосостояние их жильцов. Стиль и мотивы для проектирования этих домов были заимствованы из готической архитектуры средневековой Европы. Вычурная отделка, наклонные крыши и обилие башенок – так выглядит классический викторианский особняк.

Внутри дома обычно располагался целый лабиринт из комнат, многие из которых не были предназначены для проживания, например, гостиная, салон для рисования, библиотека и обсерватория. В эти комнаты редко проникал солнечный свет, так как на окнах висели плотные шторы, чтобы сохранить дорогую мебель.

В конце XIX века богатые американцы пытались подражать европейцам, но после Первой Мировой войны многое изменилось. В частности архитектура. Простота и четкие линии стали привлекать людей намного больше, чем вычурность и башенки. А викторианские мотивы стали символом чрезмерности, гротеска и «Позолоченного века», который остался в прошлом.

Особняки постепенно стали невостребованными, а во время Великой депрессии и вовсе оказались заброшенными. Без должного ухода, очевидно, стали быстро разрушаться, что только провоцировала ассоциации с разрушением и увяданием.

Из серии комиксов «Семейки Аддамс»

Именно тогда появился Чарльз Аддамс. Художник-карикатурист, работавший в «Нью-Йоркере» и познакомивший мир с семейкой Аддамс. Его персонажи не только избегали общения с людьми, но и обладали существенным благосостоянием неизвестного происхождения. Комиксы про известную семейку появились в конце 30-х годов. Но только в 1945 году Аддамс наконец-то показал читателям, как выглядит дом полюбившихся героев. Естественно, это был викторианский особняк. Семейка Аддамс – это изображение «идеальной» американской семьи через призму сатиры.

Чарльз Аддамс в интервью отмечал, что выбрал именно викторианский особняк, потому что «он лучше всего подходит для создания страшной атмосферы». Именно после этих комиксов викторианские особняки стали прочно ассоциироваться с ужасами.

«Психо», 1960

Поэтому, когда в 1960 году зрители смотрели культовый фильм Альфреда Хичкока «Психо», они уже видели особняк Бейтсов как нечто зловещее.

В рекламе к фильму Хичкок описывается дом как «нечто более жуткое, нежели сам мотель».

«Даже днем этот дом выглядит зловеще».

Вдохновением для Хичкока послужила как раз та самая картина Хоппера 1925 года. Очень сложно не заметить сходство.

Викторианские особняки вышли из моды более 100 лет назад. Но они продолжают присутствовать на экране и стали культовым символом ужасов, который мгновенно сигнализирует современным зрителям, что сейчас произойдет что-то страшное.